Комплекс квалификаций по управлению карьерой и профориентации

Поточна веб-адреса: www.potok.org.ua/pdmq 

Предлагается оригинальный принцип построения комплекса базовых компетенций в системе профессиональной ориентации. В основу положена синхронизация профориентационных компетенций всех участников с соотвествующими уровнями Национальной рамки квалификаций (НРК). Определены наборы профориентационных компетенций, которые систематизированы по уровням НРК и перечнем ключевых участников профориентационной работы. Это позволит системно выстроить профориентационный сервис на протяжении всей жизни.

Давайте определим, кто есть кто в нашем оркестре под названием КОМПЛЕКСНАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ: участник 1- сам ученик, 2 - его родители, 3- школьный психолог (классный руководитель, учитель, воспитатель), 4 - квалифицированный профконсультант, 5 - администратор, 6 - будущий работодатель.


Теперь попытаемся сформулировать четкие требования (модель компетенций) к выпускнику 9 класса. За основу мы берем подход МОГУ-ХОЧУ-НАДО и добавляем еще два блока компетенций.

Здесь мы предлагаем 10 базовых компетенций, которые условно разделены на три блока: блок № 1 (информация о внешнем мире) - социальные ценности (К1.1), сфера труда (К1.2), сфера образования (К1.3), блок № 2 (информация о себе - компетенции К2.1, К2.2, К2.3), блок № 3 (инструментарий- компетенции К3.1, К3.2, К3.3, К3.4), детальнее смотри таблицу 1. Строим для школьника таблицу Компетенции + Участники.

Компетентности основных участников системы профориентации на

уровне НРК 2 (5-9классы)

Таблица 1.

Уровень Национальной рамки квалификаций→

НРК 2





Название НАБОРА компетенций

PDM* 2.1

PDM

2.2

PDM 2.3

PDM 2.4

PDM 2.5

Категория участника

Уче-

ник

Роди-

тели

Учи-

теля

Профкон-

сультанты

Руководители

Компетенции ↓






К1.1. Понимание системы социума (ценности, профессиональная этика)

****

***

***

*****

*****

К1.2. Понимание системы рынка труда

****

***

***

*****

*****

К1.3. Понимание системы образования, обучения и подготовки

****

***

***

*****

*****

К2.1. Понимание собственных способностей - МОГУ

****

****

***

****

**

К2.2. Понимание собственных интересов - ХОЧУ

****

****

***

****

**

К2.3. Понимание результатов сочетания факторов ХОЧУ МОГУ НАДО для себя

****

****

***

****

**

К3.1. Умение конструктивно обсуждать и уточнять через влияние групп (родители, друзья)

****

****

****

*****

*

К3.2. Умение конструктивно обсуждать и уточнять через консультацию специалистов

****

****

****

*****

*

К3.3.. Умение строить и корректировать персональную образовательно-профессиональную траекторию (ПОПТ), формировать план персонального развития на определенный период времени

****

****

****

*****

*

К3.4. Умение использовать ИКТ (в частности коллективные веб-технологии) для формирования собственной образовательно профессиональной информационной среды, моделирования сценариев и плана действий (дорожной карты), эффективного управления (корректировка и распространение) ПОПТ

****

****

****

*****

*

К4.1. Умение конструктивно обсуждать и К4.2. уточнять через мнение детей.

*

*****

*****

*****

*

К4.3.Умение консультировать детей, родителей.

*

*

****

*

*

К4.4 Умение консультировать детей, родителей, учителей

*

*

*

*****

*

К4.5Умение организовать взаимодействие и прогнозирование на региональном, отраслевом и национальном уровне

*

*

*

***

*****

*PDM - personal development management

В таблице 1 мы видим, какие компетенции и в какой степени (обозначено количеством звездочек) должны быть у всех ключевых категорий участников системы профориентации на уровне НРК-2. Например, компетенция  «К1.3. Понимание системы образования, обучения и подготовки»  кроме ученика (****)  должна быть сформирована (но в меньшей степени ***) и у родителей, и учителей, и в большей степени (*****) у профконсультантов и администраторов. В таком случае обеспечивается выравнивание осведомленности и взаимоотношений всех участников процесса и ребенок сможет конструктивно и эффективно  получить профориентационные услуги. Важно заметить, что кроме «ученических» компетенций, тут указаны еще и компетенции, характерные для остальных участников. Например «К4.1.  -  умение конструктивно обсуждать и уточнять через мнение детей». Без такой компетентности родители, вряд ли смогут вместе со своим ребенком выработать правильное решение.

При переходе ученика в 10-11 классы (т.е на уровень НРК-3), это будет уже немного другая картина, а если он пойдет в ПТУ (НРК-4), колледж или поступит в университет (НРК-6), то параметры будут тоже другие. Но основной принцип синхронизации профориентационных компетентностей  всех участников на каждом уровне НРК сохраняется.

Чтобы интегрировать такой подход в систему профориентационой работы, предлагаем воспользоваться Европейской рамкой квалификаций. Получаем Комплекс наборов КОМПЕТЕНЦИЙ по профориентации в течении жизни, который схематично показан в таблице 2. Тоном выделена категория профессионалов и уровень НРК-2.

Комплекс наборов  КОМПЕТЕНЦИЙ по профориентации в течение жизни

Таблица 2.


Категории участников





Уровнии НРК

Ученики, абитриенты, студенты (1)

Родители (2)

Учителя, преподаватели (3)

Специалисты по профориентации (4)

Политики (организаторы) (5)

НРК 8

PDM 8.1

---

PDM 8.3

PDM 8.4

PDM 8.5

НРК 7

PDM 7.1

---

PDM 7.3

PDM 7.4

PDM 7.5

НРК 6(бакалавр)

PDM 6.1

PDM 3.2

PDM 6.3

PDM 6.4

PDM 6.5

НРК 5

PDM 5.1

PDM 4.2

PDM 5.3

PDM 5.4

PDM 5.5

НРК 4

PDM 4.1

PDM 4.2

PDM 4.3

PDM 4.4

PDM 4.5

НРК 3 (10-11кл)

PDM 3.1

PDM 3.2

PDM 3.3

PDM 3.4

PDM 3.5

НРК 2 (5-9кл)

PDM 2.1

PDM 2.2

PDM 2.3

PDM 2.4

PDM 2.5

НРК 1

уточняется

уточняется

уточняется

уточняется

уточняется

НРК 0

уточняется

уточняется

уточняется

уточняется

уточняется


Конечно, в этом комплексе ключевую роль играют профессионалы, которые должны оказывать конкретную консультационную помощь, так и оказывать влияние на усовершенствование системы (PDM 2.4 - PDM 8.4). Именно на их примере можно посмотреть на опыт построения модели компетенций. В международной практике принято устанавливать требования к компетенциям лиц, которые оказывают услуги в области профессиональной ориентации и консультирования. Делается это на основании трех документов: Европейской рамки аккредитации (EAF), Сборника стандартов качества для консультантов в сфере профессиональной ориентации и консультирования (MEVOC) и Европейского сертификата в сфере профессиональной ориентации (ECGC).

Выводы.

1. Формирование комплекса наборов  компетенций по профориентации в течении жизни, как и другие новые подходы, безусловно, должны быть гармонично интегрированы в целостную национальную модель профессиональной ориентации.

2. В то же время, очевидно, что одна страна не обладает достаточными ресурсами для быстрых и правильных реформирований и внедрений.

3. В условиях европейского партнерства рациональным решением может  быть создание глобальной целостной системы профориентации в течение всей жизни, которая предоставляла бы всем гражданам информацию и консультирование, поддерживающие их возможности получить образование, правильно выстраивать персональные образовательно-профессиональные  траектории и формировать компетентности и получать квалификации, восстребованные рынком труда.

  1. Важнейшую роль в таком сотрудничестве могут играть такие признанные организации, как European Training Foundation, European Lifelong Guidance Policy Network, International Association for Educational and Vocational Guidance.

5. Ассоциация ПОТОК (www.potok.org.ua) предлагает  в ближайшее время по примеру ETF Qualifications Platform инициировать создание совместной международной Платформы по профориентации для стран ЕС и СНГ, синхронизируя эти процессы с развитием Национальной системы компетенций, квалификаций и профориентации (НСККП).

  1. Одним из действенных механизмов “оживления” профориентционнй заинтересованности молодежи может быть разработка и внедрение системы добровольной независимой сертифкации по профориентационным квалификациям (перечисленным в таблице 2). Еще больший эффект это может дать, если при приеме в высшие учебные заведения будут  добавляться балы к баллам ЗНО за наличие сертифката о профориентационнй квалификации. Это даст реальный эффект, так как абитуриенты с прориентционными квалификациями гарантированно более адекватно будут выбирать обучение и место работы.



Comments