Комплекс навичок, компетентностей та кваліфікацій з профорієнтації та управління кар'єрою
PDMQ і PDM

Поточна веб-адреса: www.potok.org.ua/pdmq

Базова інформація про рамку навичок PDM-UA - www.potok.org.ua/PDM

Рамка профорієнтаційних навичок PDMQ

Теаст подано на одній із офіційних мов ООН

Предлагается оригинальный принцип построения комплекса базовых компетенций в системе профессиональной ориентации. В основу положена синхронизация профориентационных компетенций всех участников с соотвествующими уровнями Национальной рамки квалификаций (НРК). Определены наборы профориентационных компетенций, которые систематизированы по уровням НРК и перечнем ключевых участников профориентационной работы. Это позволит системно выстроить профориентационный сервис на протяжении всей жизни.

Давайте определим, кто есть кто в нашем оркестре под названием КОМПЛЕКСНАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ: участник 1- сам ученик, 2 - его родители, 3- школьный психолог (классный руководитель, учитель, воспитатель), 4 - квалифицированный профконсультант, 5 - администратор, 6 - будущий работодатель.

Теперь попытаемся сформулировать четкие требования (модель компетенций) к выпускнику 9 класса. За основу мы берем подход МОГУ-ХОЧУ-НАДО и добавляем еще два блока компетенций.

Здесь мы предлагаем 10 базовых компетенций, которые условно разделены на три блока: блок № 1 (информация о внешнем мире) - социальные ценности (К1.1), сфера труда (К1.2), сфера образования (К1.3), блок № 2 (информация о себе - компетенции К2.1, К2.2, К2.3), блок № 3 (инструментарий- компетенции К3.1, К3.2, К3.3, К3.4), детальнее смотри таблицу 1. Строим для школьника таблицу Компетенции + Участники.

Компетентности основных участников системы профориентации на

уровне НРК 2 (5-9классы)

Таблица 1.

Google Spreadsheet

*PDM - personal development management

В таблице 1 мы видим, какие компетенции и в какой степени (обозначено количеством звездочек) должны быть у всех ключевых категорий участников системы профориентации на уровне НРК-2. Например, компетенция «К1.3. Понимание системы образования, обучения и подготовки» кроме ученика (****) должна быть сформирована (но в меньшей степени ***) и у родителей, и учителей, и в большей степени (*****) у профконсультантов и администраторов. В таком случае обеспечивается выравнивание осведомленности и взаимоотношений всех участников процесса и ребенок сможет конструктивно и эффективно получить профориентационные услуги. Важно заметить, что кроме «ученических» компетенций, тут указаны еще и компетенции, характерные для остальных участников. Например «К4.1. - умение конструктивно обсуждать и уточнять через мнение детей». Без такой компетентности родители, вряд ли смогут вместе со своим ребенком выработать правильное решение.

При переходе ученика в 10-11 классы (т.е на уровень НРК-3), это будет уже немного другая картина, а если он пойдет в ПТУ (НРК-4), колледж или поступит в университет (НРК-6), то параметры будут тоже другие. Но основной принцип синхронизации профориентационных компетентностей всех участников на каждом уровне НРК сохраняется.

Чтобы интегрировать такой подход в систему профориентационой работы, предлагаем воспользоваться Европейской рамкой квалификаций. Получаем Комплекс наборов КОМПЕТЕНЦИЙ по профориентации в течении жизни, который схематично показан в таблице 2. Тоном выделена категория профессионалов и уровень НРК-2.

Комплекс наборов КОМПЕТЕНЦИЙ по профориентации в течение жизни

Таблица 2.

Конечно, в этом комплексе ключевую роль играют профессионалы, которые должны оказывать конкретную консультационную помощь, так и оказывать влияние на усовершенствование системы (PDM 2.4 - PDM 8.4). Именно на их примере можно посмотреть на опыт построения модели компетенций. В международной практике принято устанавливать требования к компетенциям лиц, которые оказывают услуги в области профессиональной ориентации и консультирования. Делается это на основании трех документов: Европейской рамки аккредитации (EAF), Сборника стандартов качества для консультантов в сфере профессиональной ориентации и консультирования (MEVOC) и Европейского сертификата в сфере профессиональной ориентации (ECGC).

Выводы.

1. Формирование комплекса наборов компетенций по профориентации в течении жизни, как и другие новые подходы, безусловно, должны быть гармонично интегрированы в целостную национальную модель профессиональной ориентации.

2. В то же время, очевидно, что одна страна не обладает достаточными ресурсами для быстрых и правильных реформирований и внедрений.

3. В условиях европейского партнерства рациональным решением может быть создание глобальной целостной системы профориентации в течение всей жизни, которая предоставляла бы всем гражданам информацию и консультирование, поддерживающие их возможности получить образование, правильно выстраивать персональные образовательно-профессиональные траектории и формировать компетентности и получать квалификации, восстребованные рынком труда.

    1. Важнейшую роль в таком сотрудничестве могут играть такие признанные организации, как European Training Foundation, European Lifelong Guidance Policy Network, International Association for Educational and Vocational Guidance.

5. Ассоциация ПОТОК (www.potok.org.ua) предлагает в ближайшее время по примеру ETF Qualifications Platform инициировать создание совместной международной Платформы по профориентации для стран ЕС и СНГ, синхронизируя эти процессы с развитием Национальной системы компетенций, квалификаций и профориентации (НСККП).

    1. Одним из действенных механизмов “оживления” профориентционнй заинтересованности молодежи может быть разработка и внедрение системы добровольной независимой сертифкации по профориентационным квалификациям (перечисленным в таблице 2). Еще больший эффект это может дать, если при приеме в высшие учебные заведения будут добавляться балы к баллам ЗНО за наличие сертифката о профориентационнй квалификации. Это даст реальный эффект, так как абитуриенты с прориентционными квалификациями гарантированно более адекватно будут выбирать обучение и место работы.